Художественная культура Киевской Руси

Рефераты> > Художественная Киевской Руси


Киевской Руси возникла на почве материальных и духовных достижений народов, на протяжении предыдущих тысячелетий заселявших нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в древние времена на ее территории, способствовали оживленному культурному обмену между народами. Но одновременно они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, иногда и вовсе исчезали вследствие ассимиляции или уничтожения.

В искусстве Древней Руси значительного расцвета приобретает монументально-декоративная живопись.

С культовой архитектурой Киевской Руси связаны такие виды искусства, как живопись, художественная мозаика, майолика. Первыми художниками на Руси были греки и местные "книжники" – мастера миниатюры, далее – создатели фресок и мозаик. Жанры, которые развивали мастера, – это библейские, аллегорические образы, портрет, бытовые сцены из княжеского жизни.

Еще до введения христианства на Руси существовала определенная традиция живописи, а с христианизацией она развивается и становится важным элементом культуры средневекового государства. Неотъемлемой частью сооружений киевского государства Х-ХIII вв. были роскошные украшения, в частности в церквях. Византийская церковь, а за ней и украинским стремились вызвать у верующих сильные эмоции, переживания. И поэтому внешняя архитектура и внутренняя декоративность, украшения и все молитвенно-литургический обряд должны были служить этой цели. Идеолоиия византийского православия была воплощена наиболее ярко в храмовом росписи в его двух главных формах И его двух главных формах: иконописания и стенописей.

Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоты. Византийский живопись распространился в Киевской Руси в X в. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Отделка Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу. Мозаики Десятинной церкви не сохранились, а от фресок остались лишь обломки.

Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве относятся к достопримечательностей украинского и мирового искусства. Уцелела лишь треть всей живописи (260 м2 мозаик и около 3000 м2 фресок). Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Фрески были как религиозный сюжет, так и вполне светское содержание.

Мозаики Софийского собора отличаются высокой техникой исполнения. Украшения собора дополняют фрески, а среди них отдельно выделяются портреты членов Ярославовой княжеской семьи. Это были первые образцы светской живописи в древнерусском искусстве.

С середины XII в. в самостоятельных княжествах – Киевском, Черниговском, Переяславском, Галицком и Волынском – создаются местные самобытные художественные школы. Фресковая роспись заменяют настенную мозаику. Все они были объединены единым стилевым направлением, но имели и свои особенности. Характерными памятниками этого периода являются храмы Богородицы Пирогощи (1132 г.), Кирилловский (1146 г.), Васильевский (1183 г.), Борисо-Глебский (1128 г.) и Успенский в Чернигове (40-е годы XII в.)

Среди всех видов изобразительного искусства больше всего поражают мозаики Софии Киевской, Михайловского Златоверхого монастыря и др. Настенные мозаики использовались в сооружениях Древней Руси с конца X до начала XII века: ими украшали интерьеры княжеских дворцов и почти всех храмов во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

Это искусство требовало большого мастерства. На основание наносили слой штукатурки, быстро покрывали изображение красками и втискувалы кубики разноцветной смальты. С маленьких кубиков (4×7 мм) преподавали лицо, руки, из больших – одежда, фон, предметы.

Поражает исключительная насыщенность цвета Софиевский мозаик, достигалась использованием огромного количества оттенков смальт (всего 177 оттенков). Наиболее употребительными цветами были золотой, зеленый, коричневый, синий, желтый, красный, пурпурный, серебряный и др. Кубики втискивались под разными углами, благодаря чему изображение переливалось в свете солнца и лампад. К X в. в византийском искусстве сложились определенные правила и порядок преподавания мозаик, но на Руси они имели свою специфику. И сегодня, как и много веков назад, радуют глаз настоящие шедевры искусства: образы Пантократора "," Оранты "," Деисус "," Благовещение "Киевской Софии и других соборов.

Однако основным видом древнерусского изобразительного искусства был фресковая живопись. Специфика его заключается в том, что он делается на влажной штукатурке, а завершается и подправляется впоследствии. Художественный эффект от фресковой живописи чрезвычайное, поэтому неудивительно, что в XII в. он вытеснил мозаику. В Киевской Руси на протяжении X-XI вв. распространялась техника живописи византийских художественных школ. Однако, местные мастера вносили новое, и с каждым десятилетием древнерусский фресковая живопись приобретает самобутниших национальных черт. Цветовая гамма фресок основном сдержанная. Доминируют оливковые, розовые, голубые, зеленые и коричневые тона. Это можно проследить на примере Софиевский "Воскресение", "Сошествие в ад" и др.

Наряду с монументальной живописью на Руси развивается иконопись. В конце XI в. сложилась киевская школа иконописи.

Согласно христианской легенде, первым иконописцем считают евангелиста Луку. Сведения об иконах содержат древнерусские летописные источники Х в. Произведений древнерусской иконописи сохранилось очень мало. Самой известной иконописной мастерской XI-XII вв. была Печерская, где работал Алимпий со своими учениками. В конце XI в. сложилась киевская иконописная школа. С ней связаны такие шедевры иконописи, как «Ярославская Оранта» (XII век), «Устюзьке Благовещение» (XII век), которые хранятся в Третьяковской галерее, икона «Борис и Глеб» (XIII век), которая экспонируется в Киевском музее русского искусства. С именем Алимпия отдельные исследователи связывают икону «Печерской Богородицы».

Выдающимся иконописцем Киевской Руси был Алимпий Печерский. Среди икон XII в. привлекает внимание икона "Ярославская Оранта" – одна из древнейших, посвященных Деве Марии. Исследователи относят ее к киевской школы. В XII в. в связи с постоянной внешней угрозой нашествия кочевников особенно близки живописи были идеалы воинской доблести. Распространение получили иконы "Георгия-воина", "Дмитрия Солунского", "Архангела", или "Ангела-Золотое Волосы". В этот период появляются иконы с изображением первых русских святых – Бориса и Глеба. Традиции Киева распространяются на иконописные школы Галицко-Волынского княжества и других русских земель. Примером может служить икона "Волынской Богоматери" (ХИП века), обнаруженная на Волыни в Покровской церкви г. Луцка.

Развитие живописи подтверждают и портретные миниатюры, украшавшие "Изборник" 1073 г., "Трирский псалтырь" (1078-1087 гг.) По мнению исследователей, миниатюры "Трирского гуслей" выполнено во Владимире-Волынском. На них изображены князь Ярополк и его супруга Ирина, а также иметь Ярополка, Гертруда. Высоким мастерством отличаются миниатюры "Рождества Христова", "Распятие", "Христос на троне", "Богоматерь на троне".

Большой славой пользовались киевские ювелиры за свое изящное чеканка, золочение, гравировка, технику эмали и зерне. Это знаменитые киевские "змиивникы", лунницы, колты, украшенные зернью или эмалью, изделия художественного ремесла Руси, в значительном количестве вывозились за границу. Вещи, изготовленные в Киеве, Галиче, Чернигове и других городах, встречаются при раскопках во всех европейских странах.

Введение христианства на Руси произвело оказало большое влияние на развитие каменной архитектуры. Возводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на Берестове, монастыри Выдубицкий и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский, Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове. Еще одним известным храмом Киевской Руси является Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Она была заложена в 1070 г. на берегу Днепра. Главным сооружением ансамбля Киево-Печерского монастыря был Успенский собор. Он был возведен в 1073-1075р.р, а разрушено во время второй мировой войны. В наше время он восстановлен. На Владимирской горке в 1108-1113 г.г. был возведен Михайловский собор (разрушен в 1934-1935р.р для строительства правительственного центра, который тоже восстановлен в наше время. На первом месте – Софийский собор. По размерам собор превышал византийские храмы На стенах собора было множество фресок со сценами мирской жизни: охота на диких зверей, народные игры, гулянья и т.д.

Уникальным памятником скульптуры является саркофаг Ярослава Мудрого (X-XI века, хранится в Киевском Софийском соборе) из белого мрамора, покрытый великолепным растительным орнаментом с христианской символикой. Центральный мотив саркофага – это три креста с разнообразной символикой, воплощают образ Св.Троицы, основного объекта вновь принятого христианства. Многочисленные скульптурные мраморные элементы украшали Десятинную церковь – одна из самых величественных храмов княжеской Украине-Руси. Значительное количество рельефных орнаментальных украшений имеет собор Софии Киевской.

До нашего времени сохранились фрагменты каменных скульптур, которыми украшались фасады Борисоглебского собора в Чернигове (1120-1123). Речь идет о шести совершенных каменных капителей, найденных при раскопках в окружении собора. Наиболее известной является капитель с изображением дракона и орла.

Киевская Русь, усвоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX-XII с. отстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.

Версия для печати Скачать реферат

Запись опубликована в рубрике Рефераты с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.